top of page

Маршрут: Muxía - Fisterra

Расстояние: 29,3 км

Карта

Сложно поверить, но сегодня последний день нашего камино: уже вечером нас ждет край земли и финишный нулевой километр.

Просыпаемся в полупустой спальне: оказывается, большая часть соседей не выдержала вчерашнего концерта храпунов и перетащила свои матрасы в общий зал. Доброе утро, Мушия!

Утренняя Мушия

Первые участки пути проходят по обочине дороги вдоль океана. Машин мало, но зато встречаются школьные автобусы, которые везут детей в Мушию. И еще бегуны, легко поднимающиеся в крутые горки. Как и везде на камино, никто не обращает на пилигримов никакого внимания, никто не тычет пальцем: паломники, бредущие вдоль дороги, за много веков здесь стали рядовым элементом пейзажа.

Лошадь на берегу

Фермер

Побережье Мушии

Полевые цветы

Пилигрим на дороге

Около какой-то деревушки за нами увязался местный пес. Сначала это было мило и забавно, но когда и через несколько километров стало понятно, что уходить он не собирается, это превратилось в настоящую проблему. Дело в том, что многие собаки так уходят за пилигримами, а потом не могут найти дорогу домой – об этом даже висят предупреждающие плакаты. Пришлось немало потрудиться, чтобы объяснить этому лохматому приятелю, что ему пора разворачиваться.

Черный пес

В Испании на полях повсюду можно увидеть большие круглые тюки, противно пахнущие перегноем. Сверху они могут быть покрыты черной или белой пленкой. Мы уже догадались, что так заготавливают силос, а вот теперь представилась возможность понаблюдать за тем, как эти рулончики упаковывают.

Заготовка силоса

Через реку Кастро в настоящее время построен небольшой мост, а еще каких-то семь лет назад паломники были вынуждены перебираться на другой берег по шатким плиточкам.

Старый мост

Кофейная пауза сегодня запланирована в деревне Лирес. Бар "As Eiras" (он, кажется, совмещен с альберге и пансионом), находится немного в стороне от дороги, но зато место просто роскошное. Даже гамак есть!

Бар в Лирес

В гамаке

После небольшого лесистого участка выходим к лесопилке.

Цветные стрелки

Пилигримы в лесу

Сломанный крест

Лесопилка

И вот мы снова видим его, океан!

Океан

Оррео на берегу океана

Угощения для пилигримов за донативо.

Еда за донативо

Первый и единственный гриб, найденный мною в Испании.

Гриб

Ближе к Финистерре погода начала немного портиться, но это абсолютно не испортило наш боевой настрой. Появляется законное ощущение праздника, поэтому входим в город триумфаторами.

Дорога в тумане

Оррео в тумане

Въезд в Финистерру

В Финистерре я изначально планировала остановиться в частном альберге, чтобы, во-первых, вознаградить себя за пройденный путь, и во-вторых, чтобы не быть привязанными к жесткому времени отбоя. Заранее ничего не бронировали, но у нас была подготовленная табличка с информацией обо всех альберге и их условиях, поэтому это немного облегчило выбор.

В результате неожиданно остановились в… венгерском альберге «Albergue por Fin». Правда, на табличке указано, что здесь рады всем гостям, а не только венграм. Очень любезная хозяйка все подробно рассказала, показала и даже продемонстрировала свое знание русского языка.

Альберге в Финистерре

Альберге

Очень хотелось как можно скорее привести себя в порядок и пойти гулять, но ведь нужно еще и постирать вещи… Оказывается, никаких проблем! Хозяйка сказала, что мы можем все оставить, она сама загрузит стиралку, потом сушилку, а потом еще и принесет постиранные вещи нам в спальню. Ну, знаете… Если сначала я возмущалась ценами в этом альберге, то за такой сервис беру свои слова назад.

Оставляем свои носки заботливым домашним эльфам, а сами отправляемся получать последнюю компостелу. Стоять в очереди пришлось долго, но зато мы увидели много знакомых, которых встречали на пути. Кого-то потеряли после Луго, когда мы ускорились и прошли два этапа за день, кого-то - после Ольвейроа, когда мы повернули к Мушии. И вот мы все здесь, в финальной точке камино!

Очередь за фистеррианой

Фистерриана

Финистерра стоит на побережье и все здесь такое… океанское. И переменчивая погода, и соленый воздух, и суровые рыбаки в желтых высоких сапогах. На самом деле, я немного иначе представляла себе город: думала, что здесь что-то вроде круглосуточной вечеринки, на которой отрываются уставшие пилигримы. Но ничего такого и близко нет, место хоть и туристическое, но тихое и медитативное.

Набережная Финистерры

Якорь

Лодки

Лодка

Красная лодка

Вода около набережной неожиданно чистая и в ней даже живут крабики.

Крабики

Разумеется, нас ждет праздничный обед! Еще на этапе подготовки к камино я читала чужие гастро-отчеты о Галисии и глотала слюнки от описаний местных морских специалитетов. На набережной много ресторанчиков с отличным видом, мы просто выбрали тот, который больше понравился - "El Puerto".

Конечно, все эти морепродукты можно было бы попробовать еще в Сантьяго, но я даже рада, что мы протянули с этим делом до последнего дня. Так момент получился еще торжественнее и удовольствие только усилилось. Чтобы попробовать всего понемногу лучше заказать ассорти, оно называется «марискада».

Марискада

Больше всего меня интересовали три вида моллюсков на этой тарелке:

• плоские большие ракушки замбуриньяс (zamburiñas). Очень похожи на морских гребешков, символов пути Сантьяго, но все же немного другой формы.

• палочкообразные навахaс (navajas), они же «морские ножи» (в левом нижнем углу). Очень упругие, даже немного резиновые, вкус выраженно сладкий.

• и ради чего все затевалось – персебес (persebes) или морские уточки (в левом верхнем углу). Я специально смотрела дома видео, как их правильно чистить, но, разумеется, все забыла. К счастью, официантка все показала, и это оказалось не сложно. Несмотря на устрашающий вид, внутри персебес очень нежные и мягкие.

Любопытство свое я удовлетворила полностью и все морепродукты очень понравились. Хотя, если откровенно, на вкус они друг от друга отличаются не сильно и каждый день такой тарелкой ужинать явно не будешь.

А теперь можно прогуляться по набережной. Идем на запах и попадаем в очень любопытное место – на рыбный рынок. Сюда привозят свежий улов и регулярно проводятся аукционы для желающих сделать покупки по выгодной цене. Все это происходит на первом этаже здания, а со второго можно наблюдать за тем, как происходит торговля.

Рыбный аукцион

Еще на втором этаже есть небольшой музей, посвященный морю и рыболовству, но все надписи только на испанском.

Морской музей

А вообще, и кроме набережной в городе есть на что посмотреть.

Графити в Финистерре

Бородатый мужчина

Выброшенный манекен

Дискотека Галисии

Финистерра оказалась небольшим городком с неожиданно маленьким количеством магазинов. А я-то рассчитывала теперь, когда не надо будет ежедневно нести рюкзак, пуститься в шопинг-загул! Пришлось обойтись одним магнитиком.

Еще одной неожиданностью оказалась покупка билетов на завтрашний автобус до Сантьяго. На крошечном автовокзале никакой кассы нет, билеты продают только в турагенстве, которое днем было закрыто на сиесту. А когда мы пришли туда вечером, выяснилось, что можно расслабиться, билеты все равно закончились. Правда, нас тут же успокоили, сказав, что их можно купить у водителя… Хм, ну хорошо если так, но все равно червячок сомнений остался.

В любом случае, рефлексировать некогда, ведь нас ждет то, ради чего все затевалось – нулевой километр. От города идти до мыса примерно 3 километра и мы постарались рассчитать время так, чтобы быть там на закате.

Финистерра

Дорога к мысу

Камень

Многие пилигримы уже возвращаются с маяка и счастливые идут обратно в Финистерру. Здесь звучат последние из тысячи сказанных «Hola!» и «Buen camino!», марафон заканчивается и финишный створ уже маячит впереди.

Даже в сумерках видно, что дорога очень живописная, открывается отличный вид на город. А еще примерно на середине пути стоит памятник паломнику, почему-то немного азиатской наружности.

Памятник паломнику

В последний день Галисия преподнесла нам очередной подарок, и к вечеру на мыс опустился шикарный туман! Когда мы подошли к нему, все было уже окутано облаками сахарной ваты, а поверхности океана и вовсе не было видно – сплошная белая пелена.

Туман на океане

Каменный крест

Вместо ежика - коза в тумане.

Коза в тумане

На площади, которая, носит имя Стивена Хоккинга, устроили фотосессию местные байкеры.

Площадь Стивена Хокинга

Фотосессия байкеров

А вот и он – долгожданный столбик с нулевой отметкой! Именно такой, как я себе представляла. Может быть, само камино и не было слишком физически сложным и длительным, но зато я ждала этого момента почти год. Поэтому эмоциональная составляющая была на высоте.

Нулевой километр

Далее спускаемся ближе к обрыву. Тут находится следующая достопримечательность мыса – металлический башмак пилигрима. Было бы здорово поставить свой рядом и сфотографировать, но я в сандалиях, поэтому эффектного кадра не будет.

Металлический башмак

По традиции здесь, на нулевом километре, пилигримы сжигали свою старую одежду и обувь. Считается, что это было символом обновления, но мне кажется, что раньше паломничество занимало намного больше времени и совершалось в менее комфортабельных условиях. Поэтому на финише то, что осталось от одежды, отстирать все равно бы не получилось и оставалось только сразу выбросить.

На вышке, покрытой ровным слоем наклеек, висит четкое предупреждение, что жечь здесь что-либо запрещается. Но ведь традиция же! Поэтому мы, как и многие другие пилигримы, не можем устоять перед искушением выполнить все ритуалы. И сжигаем старую футболку Рената.

Вышка в наклейках

Горящая футболка

Вышка в тумане

Но это одежда. А как же обувь? А обувь останется вот здесь.

Старые кроссовки

Да-да, я знаю, что это экологическое преступление и все такое, тем более, что одни кроссовки я уже выкинула в районе Grandas de Salime. Но ведь это же ритуал, без него камино не будет полным! А в обычной жизни я веду себя хорошо, пользуюсь эко-сумкой, сортирую мусор и перевожу старушек через дорогу.

На Камино Франсез есть особое место – железный крест Cruz de Ferro. У его подножья паломники со всего мира оставляют камни, принесенные со своей родины. Несмотря на то, что мы не проходили мимо этой достопримечательности, камень у меня тоже с собой был. Я нашла его в центре Казани и несла с собой всю дорогу. А теперь он будет лежать здесь, на краю света.

Камень из Казани

Солнце село и вскоре вращаться по кругу маяк на здании старинной семафории. Мы остались единственными пилигримами на мысе, все уже давно сделали свои селфи и поспешили в Финистрерру. А у нас было продолжение банкета - праздничный пикник с вином, сыром и печеньем.

Закат в Финистерре

Обратно шли уже в полной темноте и было даже немного страшновато. Из источников света были только светлячки по обочинам дороги.

Я была уверена, что после заката в городе начнется самая туса (ну, а что – завтра никому на маршрут выходить не надо, камино закончено, можно и отдохнуть), но Финистерра встретила нас молчанием. Даже большинство ресторанчиков на набережной были уже закрыты. Как же так, это же такое туристическое место?

Душа жаждала праздника, ведь все-таки не каждый день мы завершаем камино (особенно, такое долгожданное). Поэтому отправились пробовать самую что ни на есть галиссийскую еду – пиццу. Углеводы на ночь, ура!

Ночная пицца

Не в обиду испанской кухне, но эта пицца была одним из самых вкусных блюд, которые мы пробовали за время нашего путешествия. После диеты из бокадильос и картошки фри уже любое горячее блюдо начинает казаться вершиной поварского искусства.

Вот и все, камино официально можно считать законченным. Но наше путешествие еще продолжается – уже завтра мы снова будем в Сантьяго.