Начало отчета:
День первый – прилет, аренда автомобиля, осмотр Херсониссоса
День второй – подъем на Псилоритос
День третий – бухта Балос, осмотр Ханьи, ночевка в Омалосе
День четвертый – треккинг по Самарийскому ущелью
Последний день отдыха на Крите мы решили провести как нормальные туристы: искупаться (третий раз за все время), прогуляться не спеша по Ираклиону и закупиться съедобными сувенирами.
На пляж заехали по дороге из Херсониссоса в Ираклион – просто выбрали визуально место, которое показалось симпатичным. В этот день были большие волны, да и вообще мне вода показалась очень холодной. Окунулись и поехали дальше.
В отличие от туристических городков видно, что в Ираклионе обитают не только отдыхающие. Это, конечно, не мегаполис, но вполне полноценный город с населением около 170 тыс. человек. Из-за преобладания малоэтажной застройки город выглядит не слишком внушительно, но все же в нем есть на что полюбоваться.
В первую очередь мы отправились на прогулку вдоль венецианской гавани к крепости Кулес. Ираклион является морскими воротами острова и именно здесь расположен крупный морской порт. Сюда заезжает большое количество круизных лайнеров и этих гигантов также можно увидеть «припаркованными» у причала.
Крепость Кулес (тур. koules - «башня, крепость») была построена венецианцами, первые источники датируют ее 1307 годом. Мощное двухэтажное строение использовали в качестве оборонительного сооружения вплоть до XIX века. Внутренние стены крепости имеют толщину в 3 метра, а наружные – в целых 9! Общая площадь сооружения- 3,6 тыс. кв.м. На первом этаже когда-то располагалась тюрьма и хранилища пищи и боеприпасов, а также внутри крепости были собственные мельница, печь и часовня. Сегодня крепость превращена в музей и является визитной карточкой Ираклиона.
На стене крепости хорошо сохранился барельеф, изображающий крылатого льва – символ Венеции.
Неподалеку от набережной располагаются старые доки, которые раньше использовались для строительства и ремонта кораблей.
Православный собор Святого Тита имеет необычную форму и историю. Изначально он был построен византийцами в 961 году и назван в честь святого, который в I веке основал на острове первую христианскую общину. В период венецианского господства в XVI веке он стал католическим кафедральным собором, а во времена турок его переоборудовали в мечеть и стали называть Визир-Джами. В XIX веке здание сильно пострадало от землетрясения, но было восстановлено, и в 1923 году собор вновь был освящён как православный храм. Самой главной реликвией собора считается голова Святого Тита, которая хранится в часовенке слева от входа.
В общем облике двухэтажного здания «Лоджия» отчетливо чувствуется венецианское влияние. Оно было построено в начале XVI века и служило помещением для городского правительства.
Доменикоса Теотокопулоса мы больше знаем по его псевдониму – Эль Греко, что буквально означает «грек». Хотя он и считается испанским художником, родился он на Крите, неподалеку от Ираклиона в деревне Фоделе (а по одной из версий – в самом Ираклионе).
Площадь, где расположен фонтан Морозини, также называют площадью львов – именно эти животные держат чашу фонтана. Сам фонтан был построен в 1628 году не только «для красоты»: в него поступала пресная вода со склонов горы Юхтас. Водопровод был проложен при губернаторе Крита Франческо Морозини, в честь которого фонтан и был назван. Фонтан оформлен барельефами на тему греческой мифологии, в том числе, можно увидеть сюжет «Похищение Европы».
А вот фонтан Бембо на фонтан даже не похож, скорее напоминает кусок стены с безголовыми барельефами. Чтобы полюбоваться на него, нам пришлось пройти через шумный ираклионский рынок до площади Корнару.
На этой же площади расположен странный памятник героям поэмы Винцендзоса Корнароса «Эротокрит» (1650) - Эротокриту и Аретузе. Почему-то конь, на котором едет Эротокрит, изображен трехголовым.
Так мы неспешно гуляли весь день, бродя от развалины к развалине. На самых центральных улицах Ираклиона сложно найти нетуристическое заведение, чтобы перекусить, везде предлагают стандартный набор «традиционной греческой кухни» и меню на десяти языках. Но, завернув в переулок, мы все же нашли, что искали – очень атмосферное местечко Paradosiaki. Подробнее о нашем обеде я рассказала в статье «Крит съедобный и не очень».
Кстати, посещение Ираклиона – это еще и возможность для небольшого шоппинга, на пешеходных улицах представлены магазины большинства популярных марок масс-маркета. Так как мы находились на острове как раз в период летних распродаж, ажиотаж был невероятный. Но справедливости стоит сказать, что цены (с максимальными скидками, конечно) на H&M, Zara, Mango такие же или даже ниже, чем в России.
В поисках различных критских вкусностей мы обошли, наверное, все местные магазины (Lidl, INKA, Carrefour) и в результате все-таки купили все, что планировали. Наверное, никогда у нас еще не было таких тяжелых рюкзаков на обратном пути. Ну, ведь разве можно уехать с Крита и не купить пару литров оливкового масла? И феты? И овечьего сыра? А еще тахинной пасты, варенья из рожкового дерева, пакетов с кофе… В общем, вечер у нас прошел за сбором рюкзаков, хотя, конечно, без прощальной прогулки по Херсониссосу не обошлось.
А на следующий день мы уже были в Казани, разбирали багаж и демонстрировали всем загар и фотографии. В нашей копилке еще один посещенный регион, еще одна открытая Terra Incognita.