top of page

Camino Primitivo, день 15: Fisterra – Santiago de Compostela - Bilbao

26 мая 2017 года

Маршрут: Fisterra – Santiago de Compostela - Bilbao

Просыпаюсь от шума дождя. Первая мысль: ну, вот, опять весь день в мокром пончо идти… И вторая: а идти-то никуда не надо, пришли уже! Пора превращаться из пилигримов в обычных туристов.

Так как вчера мы не купили билеты на автобус до Сантьяго, на вокзал приходим пораньше. И это очень мудрое решение! Около автобуса уже образовалась внушительная живая очередь из желающих уехать. Мы как-то очень ловко в нее пристроились и получили вожделенные билеты. А вот некоторым пилигримам, которые пришли позже, мест уже не хватило. И, несмотря на то, что у них были заранее купленные билеты, они остались ждать следующий рейс.

Возможно, это был какой-то дополнительный скоростной автобус-экспресс, потому что он отправился раньше расписания и домчал нас до Сантьяго всего за 1,5 часа (обычный автобус едет дольше, потому что делает дополнительные остановки). Заранее не знали, сколько стоит билет на автобус из Финистерры в Сантьяго, оказалось, что 13,1 евро на человека.

И вот мы уже на вокзале в Сантьяго. Каждый автобус прибывает четко в свое «стойло».

Автобус

Автовокзал Сантьяго

На автовокзале в Сантьяго есть камеры хранения и мы, как цивилизованные туристы оставляем вещи там. Цена одного локера (туда вместились оба наших рюкзака) 3,5 евро, столько же стоит место для хранения велосипеда. Обратите внимание на то, что ячейку для хранения можно закрыть только один раз – доложить что-то в течение дня не получится.

Камера хранения на автовокзале в Сантьяго

В Сантьяго тоже пасмурно, но дождь уже закончился. От автовокзала пешком идем по мокрым и серым переулкам совершенно непохожим на переполненный туристами центр.

Автовокзал Сантьяго

Панорама Сантьяго

Улицы Сантьяго

А вот и свежие пилигримы. Каждый день сотни новых путешественников приходят в Сантьяго так же, как и мы пришли всего пять дней назад. С широко раскрытыми глазами (от восторга) и ртами (от удивления), они проходят по тем же мощеными улочкам, через ту самую арку, мимо того самого волынщика. Их радостное и томительное ожидание просто разливается в воздухе и начинает казаться, что сейчас и я поверну за угол и вместе с ними впервые увижу Кафедральный Собор.

Пилигримы в пончо

А ведь Кафедральный Собор нас действительно ждет. Сегодня мы идем на мессу для пилигримов – попробуем со второй попытки увидеть знаменитое ботафумейро.

Мы пришли в собор примерно за полчаса (месса для пилигримов начинается в 12:00), но и к этому времени все скамьи были заняты. Туристы искали себе места кто где сможет: в проходах, около колонн, на ступеньках.

Пилигримы в соборе Сантьяго

Во время мессы перечисляют всех пилигримов, пришедших сегодня в Сантьяго в формате «Один паломник из Канады, стартовал в Ируне», «Пять паломников из Китая, стартовали в Порто». Дошла очередь и до двух пилигримов из России, но это не мы, а какие-то другие, свежепосчитанные пилигримы. Кстати, за все время нашего камино я ни разу не встретила русскоязычных паломников.

Месса длится около часа и только в самом ее конце запускают ботафумейро – гигантское летающее кадило. Когда-то давно пилигримы приходили в Сантьяго такими грязнющими, что ботафумейро с его ароматным ладаном было просто жизненной необходимостью: без него запах соборе стоял бы специфический. Поэтому сначала проводили окуривание, а потом уже начиналась месса. Теперь же, когда до камино в полной мере добрались блага цивилизации, необходимость в ароматической атаке отпала и ботафумейро превратилось в туристический аттракцион. И если бы кадило запускали в самом начале, то, мне кажется, мессу до конца дослушал бы очень небольшой процент пилигримов.

Ботафумейро

Издалека ботафумейро не кажется таким уж большим, но вы только посмотрите, сколько человек требуется, чтобы привести его в движение.

Еще одна галочка «что-надо-сделать-на-камино» выполнена. Время близится к обеду, поэтому мы идем искать достойное место для нашей последней галисийской трапезы.

И вот мы уже сидим за столиками в кафе в ожидании очередных menú del día. На первое новое для меня блюдо fideua, которое часто описывают как «паэлья с макаронами».

Обед

На второе – рыба с картофелем и фаршированные баклажаны.

А еще именно здесь мы получили свои последние штампы в креденсиали. Теперь они заполнены под завязку, ни одной свободной клеточки.

Креденсиаль

Оставшееся время до вечернего автобуса в Бильбао я планировала посвятить безумному шоппингу. Кажется, что город просто переполнен туристическими магазинчиками со всевозможной камино-атрибутикой и вопрос "Что привезти из Сантьяго" можно решить без мучительного разглядывания витрин. Но если посмотреть повнимательнее, оказывается, что везде продается примерно одно и то же: китайские магниты, футболки с нелепыми надписями и всевозможные пылесборники.

Сувениры из Сантьяго

Разброс цен примерно следующий:

• футболка – 10-12 евро

• значок – 1 евро

• магнит – 1-3 евро

• открытка – 0,5-1 евро

Самым большим разочарованием стало для меня отсутствие баффов из серии «Camino de Santiago» - их я видела в магазинчике в Мелиде и очень надеялась купить позже. Но нет, везде были только безымянные мультибанданы дурацкого качества и с примитивным рисунком. Ужасно обидно!

Абсолютно одуревшие от беготни по сувенирным магазинам к шести вечера мы снова были на автовокзале. И если не считать жуткого мотания по серпантину при переезде через Кантабрийские горы, а также того, что нас чуть не забыли в пустом автобусе в Овьедо, ночной переезд прошел просто прекрасно. И уже в пять утра следующего дня мы прибыли в самый крупный город Северной Испании – Бильбао.